Обновленные правила заполнения платежных поручений и другие новости законодательства
Минфин изменил правила заполнения платежных поручений
Приказ Минфина РФ от 23.09.2015 № 148н
Комментарий[i]
Минфин внес корректировки в правила заполнения платежных поручений, которые используются при платежах в бюджетную систему РФ. Соответствующие изменения внесены приказом Минфина РФ от 23.09.2015 № 148н в Правила указания информации в реквизитах платежных поручений, утв. приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н (далее – Приказ № 107н).
В частности, в приказе 107н закрепили норму, согласно которой Правила заполнения платежных поручений будут применяться при составлении распоряжений о переводе денежных средств, в том числе на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства и финансовым органам в Банке России. Это правило вступит в силу с 13.12.2015.
Более значимые изменения начнут действовать с 28.03.2016. О некоторых из них расскажем подробнее.
Обновлены правила заполнения основных реквизитов платежного поручения
Предусмотрен новый порядок указания уникального идентификатора начислений (УИН) и заполнения ряда реквизитов платежного поручения ("106", "108", "109" и др.). Обозначено количество символов основных реквизитов платежного поручения. Как и ранее, ИНН юридического лица должен состоять из 10 знаков, ИНН физического лица – из 12, КПП – из 9, КБК – из 20, ОКТМО – из 8 или 11 знаков. УИН может состоять из 20 или 25 знаков. При этом КБК и ОКТМО не могут состоять из одних нулей. В ИНН и КПП нулями не могут быть одновременно первый и второй знаки.
Код иностранной организации заменит ИНН
Если у плательщика отсутствует ИНН (например, когда плательщиком является иностранная организация), в реквизите "ИНН" можно указывать код иностранной организации в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. Такой код состоит из 5 знаков и не может полностью состоять из нулей.
ИНН физического лица можно заменить другими реквизитами
На данный момент ИНН плательщика-физлица можно в платежном поручении не указывать, если в реквизите "108" указан идентификатор сведений о физическом лице (например, СНИЛС). Перечень идентификаторов сведений о физическом лице содержится в п. 2.28.1.1 Порядка ведения ГИС ГМП (утв. приказом Казначейства России от 30.11.2012 № 19н). После вступления в силу изменений ИНН можно не указывать, если в реквизите "Код" указать уникальный идентификатор начисления.
Кроме того, сейчас при одновременном отсутствии у плательщика ИНН, УИН и другого идентификатора сведений о физическом лице в поручении необходимо указать его адрес. Новая редакция п. 3 приложения № 1 к Приказу № 107н предполагает обязательное включение в платежное поручение адреса плательщика в случае, если отсутствует УИН. Если нет ни ИНН, ни УИН, нужно обязательно указать адрес физического лица, а также идентификатор сведений о физическом лице, отличный от ИНН (например, СНИЛС).
В некоторых случаях ИНН плательщика должен быть указан обязательно
Пункт 4 приложения № 2 Приказа 107н дополнен новым правилом: в случае указания в реквизите "101" платежного поручения одного из статусов "09" – "14" и одновременного отсутствия в реквизите "Код" уникального идентификатора начисления указание значения ИНН плательщика-физлица в реквизите "ИНН" плательщика является обязательным.
Это касается следующих налогоплательщиков (плательщиков сборов) – физических лиц (приложение № 5 к приказу № 107н):
"09" – индивидуальный предприниматель;
"10" – нотариус, занимающийся частной практикой;
"11" – адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
"12" – глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
"13" – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета);
"14" – налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам;
Уточнен формат реквизита "Код"
Реквизит "Код", в котором указывается УИН, может состоять из 20 или 25 знаков и не может состоять из нулей целиком. В случае отсутствия УИН в реквизите "Код" проставляется значение "0". Требование о заполнении этого реквизита распространяется на распоряжения о переводе денежных средств, формы которых установлены положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П.
Добавлены новые основания таможенных платежей
Пункт 7 приложения 3 к Приказу 107н дополнен новыми обозначениями, которые могут включаться в реквизит "106" платежного поручения в случае оплаты плательщиками таможенных платежей в соответствии со статьями 114, 115, 116 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов. Новые обозначения:
"ДК" – декларация на товары;
"ПК" – таможенный приходный ордер;
"КК" – корректировка декларации на товары;
"ТК" – требование об уплате таможенных платежей.
Добавлены новые типы идентификатора сведений о физическом лице
Это касается платежных поручений (распоряжений) о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, которые не администрируются налоговыми и таможенными органами (приложение № 4 к Приказу № 107н). До идентификатора сведений о физическом лице (СНИЛС, ИНН и др.) в реквизите "108" поручения указывается также двузначное значение типа этого идентификатора (в зависимости от документа, идентифицирующего физическое лицо). К уже имеющимся кодам документов физических лиц добавлены два новых: "25" – охотничий билет и "26" – разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.
Кроме того, организации (в т.ч. их филиалы) при составлении распоряжения о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему РФ на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке, должны иметь в виду следующее. При отсутствии УИН (реквизит "Код") в реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств можно указать значение ноль ("0") только при указании в реквизите "ИНН" плательщика значения ИНН плательщика - физического лица.
Такие изменения внесены в п. 6 приложения № 4 к Приказу № 107н.
Минфин России признал, что фиксированными платежами являются все страховые взносы, включая взносы, уплачиваемые с дохода свыше 300 тыс. рублей.
Согласно п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы" и не имеющие наемных работников, уменьшают сумму налога на сумму страховых взносов в ПФР и ФФОМС, уплаченных в фиксированных размерах. Аналогичный порядок предусмотрен п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ для предпринимателей, уплачивающих ЕНВД.
Указанные положения НК РФ не уточняют, какие суммы страховых взносов признаются фиксированными платежами и относятся ли к ним взносы, уплачиваемые в размере 1 процента с дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письме от 07.12.2015 № 03-11-09/71357.
Финансовое ведомство разъяснило следующее. Порядок исчисления предпринимателями страховых взносов "за себя" регулируется ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона указанные лица уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, которые определяются в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 этой статьи.
Пунктом 2 ч. 1.1 ст. 14 установлено, что если величина дохода предпринимателя за год превышает 300 тыс. рублей, то он уплачивает страховые взносы в ПФР в фиксированном размере, который определяется как произведение МРОТ и тарифа взносов, увеличенного в 12 раз плюс 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
Из данной нормы следует, что взносы в ПФР в размере 1 процента с дохода, превышающего 300 тыс. рублей, признаются взносами в фиксированном размере, следовательно, на эти взносы предприниматели на УСН и ЕНВД вправе уменьшить налог в общеустановленном порядке.
Отметим, что письмо от 06.10.2015 № 03-11-09/57011, в котором Минфин России высказал мнение, что страховые взносы в размере 1 процента с дохода свыше 300 тыс. рублей не признаются фиксированными платежами и не уменьшают налог по УСН, отозвано и применению не подлежит.
Подробнее об уменьшении налога по УСН и ЕНВД см. в справочниках "Упрощенная система налогообложения" и "Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности" информационной системы ИТС[ii].
Минфин России разъяснил порядок налогообложения объектов основных средств с высокой энергетической эффективностью.
Для основных средств, отнесенных к объектам с высокой энергетической эффективностью, НК РФ устанавливает льготные правила налогообложения. Так, при расчете амортизации по таким объектам организация может использовать повышающий коэффициент 2 (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Что касается налога на имущество, он не уплачивается в течение трех лет со дня постановки основных средств, отнесенных к объектам с высокой энергетической эффективностью, на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ).
Перечень объектов с высокой энергетической эффективностью был утвержден постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 600 (далее – Постановление № 600).
Данный документ был опубликован 22.06.2015 и вступил в силу 30.06.2015. Он заменил собой постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 308 и от 29.07.2013 № 637, которые ранее регулировали рассматриваемый вопрос.
В письмах от 17.09.2015 № 03-03-06/1/53537 и 16.09.2015 № 03-05-05-01/53068 Минфин России разъяснил, с какой даты Постановление № 600 применяется для целей налогообложения.
Финансовое ведомство напомнило, что помимо НК РФ к законодательству о налогах и сборах относятся федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные акты муниципальных образований, принятые в соответствии с НК РФ (ст. 1 НК РФ).
По общему правилу акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу строго по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ). Такой порядок распространяется также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти (п. 5 ст. 5 НК РФ).
В месте с тем Постановление № 600 было принято Правительством РФ, которое является высшим исполнительным органом государственной власти РФ (ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ). Следовательно, правила ст. 5 НК РФ не распространяются на нормативные акты Правительства РФ. Согласно п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 такие акты вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Поскольку Постановление № 600 вступило в силу 30.06.2015, применять повышенный коэффициент амортизации к перечисленным в нем объектам организация может с июля 2015 года.
Применять льготу по налогу на имущество в отношении вновь вводимых в эксплуатацию основных средств, перечисленных в Постановлении № 600, организация может с 01.07.2015.
Подробнее о применении повышающих коэффициентов см. справочник "Налог на прибыль организаций" информационной системы ИТС[iii].
Александра Люфт. Специалист Линии Консультации.
[i] Материал с информационного ресурса ИТС http://its.1c.ru/db/arbit/content/4478/hdoc
[ii] Материал с информационного ресурса ИТС http://its.1c.ru/news/84046
[iii] Материал с информационного ресурса ИТС http://its.1c.ru/news/82598